Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Объекты нематериального культурного наследия

Распоряжение №75 02.03.2021

Концепция по ОНЭД-2024

Приказ "О создании Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Владимирской области"

Перечень объектов нематериального культурного наследия Владимирской области на 01.01.2024г

План работы ГАУК ВО "ОЦНТ" по сохранению объектов нематериального этнокультурного достояния Владимирской области на 2023 год

Распоряжение Департамента Культуры 282 от 15.11.2022 

Перечень объектов нематериального культурного наследия Владимирской области на 29.10.2021г.

План работы ГАУК ВО "ОЦНТ" по сохранению нематериального культурного наследия Владимирской области на 2021г.

Издания по нематериальному культурному наследию Владимирской области ГАУК ВО "ОЦНТ"

Место бытования: с. Никольское, с.Андреевское Александровский район.
Краткое описание: Игра «Лодыжки» - игра в кости.  Лодыжки – это косточки овец из коленных суставов, костяные шишки в конце голени, под ступнёю, с наружной и внутренней стороны, щиколотки, образуемые концами большой и малой берцовых костей // козна, бабка или костыга (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.: Русский язык, 1981, с.262). Приведённые определения дают представление о том, почему игра с костями называется «лодыжки», а также о времени существования игры. Словарь В.И. Даля был составлен в 1860 году, значит, игра  «Лодыжки» имеет возраст – не менее двухсот лет.

Место бытования: Российская империя Владимирская губерния Александровский уезд, Вязниковский уезд, Гаврилово-Посадская волость Суздальского уезда, Гороховецкий уезд, Гусевской уезд, Ковровский уезд, Муромский уезд, Юрьевский уезд. XIX в. – первая треть XX в.
Краткое описание: В традиционных культурах пояса были важной деталью как мужской, женской, так и детской одежды. Они использовались как в зимнее, так и в летнее время для опоясывания верхней и нательной одежды. Пояса выполняли сразу несколько функций: практическую, защитную, символическую, магическую, знаковую, эстетическую. Как отмечают некоторые исследователи, устойчивое сохранение пояса в качестве непременного элемента костюма у многих народов связано с его практической (утилитарной) и этномаркирующей функцией. (Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов – Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. С 688-690; Комарова С.В., Лысенко О.В. Ткань Ритуал Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. – СПб., 1992. Такое утверждение может быть справедливо отнесено ко всем народам Российской империи до 1917 года, а в старообрядческой среде – вплоть до конца XX – начала XXI.
Время изготовления и бытования большинства дошедших до нас поясов относится ко второй пол. XIX – началу XX вв. (Калашникова Н.М. «Пояса со словесами…» М., 2014, С.12) Однако костяные дощечки (одно из приспособлений для ткачества поясов) археологи находят в курганах X-XIII вв н.э., что говорит о древности технологии изготовления традиционных поясов.
Технология изготовления (ткачества) традиционных народных поясов «на дощечках» и берде состоит из нескольких этапов.
  1. Изготовление инструментария для ткачества традиционного пояса – вытачивание дощечек из дерева или вырезание из игральных карт. Изготовление берда.
  2. Подбор пряжи (шерстяной и хлопчатобумажной) для ткачества и плетения пояса.
  3. Заправка дощечек. В каждом конкретном случае дощечки заправляются в зависимости от рисунка пояса. Заправка берда в зависимости от рисунка (орнамента) пояса.
  4. Ткачество пояса. В зависимости от рисунка простым поворотом дощечек вперёд или назад на 90° или с перебросом дощечек. Ткачество с помощью берда – простым перебором 1/1 или браным ткачеством 2/1. Плетение пояса способом саржевого полутканья.
  5. Оформление кистей пояса.
Место бытования: Гороховецкий район Владимирской области.
Краткое описание: Гороховецкий край издавна славился своими плотниками. Плотницкие навыки передавалась из поколения в поколение. Одним из лучших творений мастеров XIX века являются самобытные  деревянные игрушки, которые изготовляли в деревнях на радость детям. Игрушку в народе называли щепной, так как делалась она из деревянных чурок и щепок – отходов плотницкого дела -  топором. Мастера изготовляли разборные конструкции игрушек, детали которых при игре приводились в движение. Сегодня искусство изготовления игрушки сохраняется в творчестве отдельных мастеров.
Место бытования: Владимирская область Гороховецкий район, с. Фоминки
Краткое описание: Экспедиционные материалы. Фольклорные записи 2000-2002 г.г., сделанные в ходе проведения фольклорно - этнографических экспедиций специалистами Государственного республиканского центра русского фольклора, Областного Центра народного творчества, работниками культуры Гороховецкого района. 

Место бытования: деревни: Перово, Ильина Гора, Кудрявцево, Олтушево, Липовская Усадьба, Малые и Большие Удолы, Сельцовы Деревеньки, Козлово Вязниковского уезда Владимирской губерния, деревни: Малые Лужки, Мелкишево Гороховецкого уезда
Краткое описание: Исследование комплекса идеологических, экономических и технических условий сложения  уникальной эстетики тканых орнаментов на обрядовых и праздничных полотенцах, выполненных в технике одностороннего двухуточного браного ткачества (как одной из поздних разновидностей узорного ткачества) в восточной части Владимирской губернии, что и составляет феномен , т.к. в других территориях, например, на Вологодчине, применение тех же ткацких приёмов, но с иной пряжей и меньшей плотностью ткачества не привело к выдающимся результатам. Не выявлено там и сложно разработанных орнаментов, выполненных в указанной технике

Место бытования: Территория Владимирского Ополья (Юрьев-Польский, Суздальский и Ковровский уезды)
Краткое описание: Рожечная музыка Владимирского Ополья – явление сложное и самобытное. Оно тесно связано с местной песенной культурой. Рожок – исконно русский пастушеский инструмент, имевший в народном быту не только магическое и прикладное, но и чисто эстетическое значение.

Место бытования: Камешковский, Вязниковский, Гусь-Хрустальный районы.
Краткое описание: Владение технологией ручной кубовой набойки позволяет воссоздать ткани, декорированные в указанной технике, практически неотличимые от бытовавших в данной местности в XIX – начале XX вв., если используются плотные домотканые холсты.

Место бытования: с.Коровино Меленковского района Владимирской области.
Краткое описание: С начала XIX века с. Коровино является центром производства керамики. Гончары были известны простой хозяйственной и фасонной посудой, лепной игрушкой.  Уже в XVIII веке здесь сложился  промысел, с вековой историей и традициями, сохранивший  черты древнего гончарного ремесла. Сегодня семейная династия гончаров Малаховых возрождает и сохраняет технику изготовления керамических изделий,  приемы художественной обработки и их ассортимент.

Место бытованияМеленковский, Муромский, Гороховецкий районы Владимирской области.
Краткое описание: Зимние календарные песни Нижней Оки – реконструкция песенной окской традиции, выполненная Муниципальным ансамблем фольклорной песни «Радуница» Суздальского района (руководитель К.С. Васин) на основе исторических и экспедиционных аудиозаписей.

Место бытования: Владимирская область, Александровский район, деревня Высоково
Краткое описание: Обрядовая игра «Кум, Кума и Подкумышек» записана  в 2007 году от Преловой  Нины Николаевны 1936 г.р. в ходе проведения фольклорно-этнографической экспедиции преподавателями и студентами кафедры этнохудожественное творчество Владимирского областного колледжа культуры и искусства по Александровскому району.

Место бытования: село Подолец, Юрьев-Польского района Владимирской области
Краткое описание: Троицкий игровой хоровод «Вождение репья» с музыкальным сопровождением и испоотзованием традиционной растительности.

Место бытования: село Шельбово и село Осановец Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии.
Краткое описание: Обычай, совершаемый в селе Шельбове (Юрьев-Польского уезда) в Троицын день, носит  название «колоска». Село Шельбово рекою Липнею разделяется на две стороны: они, некоторым образом, служат определением полевых севооборотов. Озимая рожь к Троицыну дню начинает колоситься; она-то и служит целью похода, который совершается в «колоске».

Место бытования: Владимирская область, Муромский район, с.Польцо,  Алешунино, Боровицы

Краткое описание: В селе Польцо престольный праздник- Михайлов день (21 ноября). В этот день в селе обязательно на столах во всех домах был «Лапшенник .Он и до сих пор остается традиционным блюдом.

Место бытования: Владимирская область Гороховецкий район.       
Краткое описание: В Гороховецком районе гороховая каша «Пучалка» является важнейшим блюдом на зимние Святки и Великий пост. С ней связаны многие ритуалы: свадебные и поминальные обряды. В Гороховецком районе  на базе Дома народного творчества и ремёсел проводится событийный праздник «Горохов день». «Пучалка» является главным угощением праздника. Все желающие  могут попробывать гороховую кашу. На свадебных обрядах, съедая горшок «Пучалки» и разбивая  его на черепки, можно  узнать кто будет первенец. 

Место бытования: Владимирская область, Муромский район, с. Польцо, д. Борок, д. Мартыново, д. Красный Бор

Краткое описание: «Ловить голубков» («Гулька») – обрядовое действие с участием жениха и невесты, являющееся свадебной традицией в Муромском уезде до середины XX века.  Работа по сбору фольклорно – этнографического материала, реконструкция «Ловить голубков» проводилась специалистами по сохранению народных традиций Дома народного творчества о. Муром и студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусства в ходе проведения фольклорно – этнографической экспедиции в 2002 году по Муромскому району.

Место бытования: Владимирская область, Селивановский район
Краткое описание: «Стихи у гроба» - элемент похоронно-погребального обряда. В настоящее время стихи исполняют на похоронах сторожилы - молельщицы только в д. Надеждино. Фольклорно-этнографический материал собран специалистами МБУК «Районный центр культуры и досуга» Селивановского района в ходе проведения фольклорно-этнографических экспедиций.

Место бытования: Владимирская область, Судогодский район, село Мошок

Краткое описание: Издревле короба из сосновой щепы (дранки) изготавливали в селе Мошок, Митино, Красный  Куст, Бор, Баркино и большинстве населённых пунктов Судогодского уезда. В настоящее время ремесло возрождёно в селе Мошок Кузнецовым Сергеем Анатольевичем  1965 года рождения - потомственным мастером. В его семье ремесленные традиции передаются  от деда к внуку, от отца к сыну. Изготовлением изделий из сосновой щепы занимается он более 10 лет. Под умелой рукой мастера щепа превращается в прямоугольные, квадратные, овальные, с крышками или без крышек короба.  Есть большие короба - мерные корзины, есть короба, которые предназначаются для использования в быту, перевозки овощей и фруктов, короба - домики для домашних животных. Сергей Анатольевич  украшает пояском из бересты или крашеными деревянными фигурками короба - сундучки для детских игрушек, корзины – «набирушки» для лесных ягод и орехов.

Место бытования: Муромский район, деревни: Талызино, Рожново, Пестенькино,с. Молотицы
Краткое описание: Обрядовое печенье «Жаворонки» - технология приготовления печенья, которое выпекалось в первый день весны на  Евдокиин день в селах Муромского района

Работа по сбору материалов, технологии приготовления осуществлена МКУ  Муромского района «Центр социально-культурного развития и молодежной политики»

Место бытования: Владимирская область, Судогодский район, с.Овцыно
Краткое описание: В сборник вошли свадебные, хороводные, плясовые, застольные песни, записанные от старейшего фольклорного ансамбля «Овцынские девчата»  в 1980 году в ходе проведения специалистами Областного Центра народного творчества фольклорно - этнографической экспедиции по Судогодскому району

Место бытования: Владимирская область, Суздальский район, с. Кистыш
Краткое описание: В сборник вошли  лирические, солдатские, исторические, свадебные, хороводные, игровые, плясовые песни с. Кистыш Суздальского района

Место бытования: Владимирская область: Муромский, Гороховецкий, Юрьев-Польский, Селивановский, Судогодский, Камешковский, Меленковский, Гусь - Хрустальный, Кольчугинский  районы
Краткое описание: В сборник вошли календарные, хороводные, плясовые, игровые, лирические песни, записанные в Муромском, Гороховецком, Юрьев-Польском, Селивановском, Судогодском, Камешковском, Меленковском, Гусь - Хрустальном, Кольчугинском  районах Владимирской области

Место бытования: Владимирская область, Вязниковский район, поселок Никологоры
Красткое описание: «Никологорская кадриль»– реконструкция одного из видов русской народной пляски. Кадриль в характерной особенности исполнения в поселке Никологоры Вязниковского района Владимирской области, записанная С.В.Владимировым в 50-годах XX века в ходе фольклорной экспедиции от местных жителей.



Место бытования: Владимирская область, Собинский район, село Кишлеево
Краткое описание: «Кишлеевская кадриль» – реконструкция одного из видов русской народной пляски – кадрили в характерной особенности исполнения в селе Кишлеево Собинского района Владимирской области
Место бытования: Владимирская область, Кольчугинский район  район, поселок Красная гора.
Краткое описание: «Красногорская кадриль»  записана Першиным В.С., руководителем  ансамбля «Родные напевы» г. Кольчугино на основе данных, собранных во время фольклорной экспедиции от местных жителей.
Место бытования: Владимирская область, Селивановский район, д. Надеждино
Краткое описание: «Надеждинский квас» - напиток  традиционной кухни Селивановского района, который готовился в каждом доме,  особенно летом в жаркую погоду.
Место бытования: Владимирская область, ранее Владимирская губерния
Краткое описание: Во Владимирской губернии куклу крутили на 14 февраля  (по старому стилю  - 1 февраля).  Первые дни февраля (Трифонов день, Сретенье, день святого Симеона) полагались рубежом между зимой и весной. На Руси 14 февраля считался днем Святого Трифона. С Трифоновым днем  связано немало примет. Незамужние девушки в этот праздник молились о женихах, на Руси в те времена, февраль был исконно месяцем свадеб и помолвок.

Место бытования: Владимирская область, Брызгаловское поселение Камешковского района, деревня Назарово.
Краткое описание: Многоуточное ткачество с использованием нескольких утков и соответственно, разных нитей утка в ткани. Этот вид ткачества используется при ткачестве половиков, тканок, ковров, узоров. Ещё этот вид ткачества называют способом тканья вертикальными полосами (более определённый  и яркий по цвету). Эта техника позволяет выполнить любые линии - прямую, кривую, круг, овал. Русские крестьянки в ткачестве половиков любили использовать ромбы, даже двойные и тройные. Для утка используется нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывается в небольшие клубки. Один конец  каждого утка закрепляется в основе, а второй остаётся свободным, находясь поверх её. Уточные нити всегда прокладываются в одном направлении слева - направо.

Место бытования: Гороховецкий район Владимирской области.
Краткое описание: Гороховецкая глухая рельефная или «корабельная» резь – это особый вид резьбы (к. XVIII – XIX в.в.), при котором узор рельефно выступает на поверхности доски, а его фоном, «землёй», является нижний слой, сплошной, непроницаемый, в отличие от сквозной прорези: именно поэтому получила название глухой рельефной резьбы. Изначально украшала суда на Оке, Клязьме и самой Волге, отсюда и второе название – «корабельная». В истории этот вид резьбы связан с работой гороховецких плотников-якушей (было такое село в Гороховецком уезде), искусство которых в свое время ценилось особенно высоко. Элементы оформления резьбы, помимо чистой декоративности, несут в себе различную символику.