Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Гороховецкая рельефная «глухая» или «корабельная» резьба


Гороховецкая глухая рельефная или «корабельная» резьба как новый оригинальный стиль рези сложился постепенно к концу XVIII века и просуществовал почти до конца XIX века, он требовал больших навыков мастерства и виртуозного владения инструментами. В истории этот вид резьбы связан с работой гороховецких плотников-якушей, искусство которых ценилось особенно высоко. Резьба получила название «корабельной», так как изначально украшала суда на Оке, Клязьме и самой Волге. Но впоследствии, когда пароходство исключило резное искусство на судах, резчики полностью перешли на украшение деревенских изб.

Узор рельефно выступал на поверхности доски, а его фоном, «землёй», являлся нижний слой. Именно поэтому такую резьбу называют «глухой», так как фон у неё был сплошным, непроницаемым, в отличие от сквозной прорези.

Своеобразие рисунков узора отчасти определялось набором инструментов резчика. Наиболее употребительным было полукруглое долото различных размеров, которым мастер пользовался весьма искусно, достигая значительной выразительности изображения. Так, например, всего двумя штрихами меняя очертания пасти льва, он придавал его лику то мрачно-свирепый, то добродушно-весёлый вид.

Элементы оформления резьбы, помимо чистой декоративности, несли в себе различную символику. Так, растительный орнамент являлся символом цветущей природы; композиции, в которые входили звери, птицы, цветы, символизировали щедрость, плодородную силу Земли. Резные изображения львов, русалок, сказочных чудовищ служили оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия.

Эти и другие образы глухой рельефной или «корабельной» резьбы необычайно поэтичны. В них серьезное постоянно переплетается с народной шуткой, юмором, что весьма характерно в целом для народного творчества. Львы часто наделялись чертами добродушных домашних животных, и тогда их уже называли в народе котами. Русалок иногда одевали в телогреи, а в рот вставляли курительную трубку -  бывшая «берегиня» превращалась в смешную «фараонку». Изящная классическая ваза с цветами получает форму крестьянской плошки, а классическая розетка превращается в распустившийся подсолнух. Очень часто в свою резьбу якуши вводили точеные элементы, поскольку здесь издавна был развит промысел по изготовлению токарных изделий (веретен, балясин и пр.)
Историческое бытование:

Крестьянское строительство в Гороховецком крае издревле было традиционным. По своему типологическому своеобразию оно относится к Поволжской этнографической зоне. Это вполне естественно, поскольку земли его непосредственно примыкают к нижегородскому Поволжью.

Наиболее яркие страницы в летопись деревянного зодчества Гороховецкого края вписали местные плотники, которые вошли в историю под именем «якушей» – по названию одного из сел Гороховецкого уезда, села Якуши. В прошлые времена их слава была настолько громкой, что В.И. Даль включил их под именем «якушей» в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где они значатся как «долбежники, плотники-рещики для резки украс на избы и на суда».

Корни этого промысла уходят в глубину времен. Одно из древних архивных свидетельств середины ХVII в. содержит поминание о плотниках села Нижний Ландех, вотчины князей Пожарских, в другом документе, составленном сто лет спустя, повествуется о том, что здешних плотников князья Ромодановские посылали на строительство в Петербург.

Работали якуши небольшими артелями, по четыре-пять человек, преимущественно в своей округе или в соседних уездах Нижегородской губернии, добираясь до Волги. Труд был сезонным. На работы расходились по весне.

Одно из первых письменных поминаний о местных плотниках мы находим в записках известного русского путешественника начала XIХ столетия Д. Шелехова. «Архитектура изб, - писал он, - необыкновенная… Над каждым домом возвышается светелка, как игрушечка, с затейливой резьбою, с колонками, с полукруглыми над карнизом окошками, со стрелами, из которых многие раскрашены, а другие и вызолочены».

С давних времен укоренилось здесь искусство плотническое. Оно переходит из рода в род».

Гороховецкий уезд стоял на первом месте во Владимирской губернии по площади, занимаемой лесами, поэтому плотничество было главным промыслом мужского населения. Сложилась даже поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора». Мастерство якушей ценилось довольно высоко. В конце XVIII в. бурмистр одной из гороховецких волостей представлял их следующим образом: «Если где они подряжаться будут как в казенные, так и в партикулярные работы плотничать, то подряжать без опасения, потому что они плотничному мастерству знающие и верить им в задаток до 400 рублев».

О труде «якушей» мы нашли упоминание и в трудах известного русского этнографа Г. К. Завойко, который в начале XX века исследовал крестьянский быт в селениях Гороховецкого и пограничного с ним Вязниковского уездов. «… Наружный вид более древних домов резко разнится от домов позднейших… Дома украшались обыкновенно дорогой и красивой резьбой «по телу»… На карнизах и косицах изображались разные «морские коты» – фантастические животные, похожие на львов; «фараоны» – человекообразные фигуры с рыбьим хвостом, «коневы головы» и прочее; значительная доля, кроме того, оставалась для разнообразного растительного и геометрического орнамента…»

Именно якуши оставили нам памятники глухой рельефной или «корабельной» резьбы наиболее художественные по исполнению. Как мы говорили, название «корабельная» пошло от того, что впервые глухая рельефная резьба появилась в украшении речных судов – барок, гусянок, белян, мокшан, расшив, тезянок и т. д., в большом количестве изготовлявшихся на Волге и ее притоках. Во Владимирской губернии такие суда делались на Оке, Гусе, Клязьме, Тезе. Но впоследствии, когда пароходство исключило резное искусство на судах, резчики полностью перешли на украшение деревенских изб. Особенно много подобной резьбы было выполнено в Гороховецком, Вязниковском и Ковровском уездах, где работали гороховецкие плотники.

Перенесению судовой резьбы на дома способствовал сравнительно недолгий срок эксплуатации судов, после чего они ломались и продавались как строительный материал или дрова. Резные доски нередко приобретались служебным персоналом корабля для украшения домов. Так корабельная резьба распространилась на дворовые постройки.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОНКН

Феномен гороховецкой глухой рельефной или «корабельной» резьбы на территории г. Гороховца, Гороховецкого района был изучен и описан многими исследователями, в том числе в ходе этнографической экспедиции, которая была организована Государственным республиканским центром русского фольклора в начале 2000 года, экспедиции работников МБУ Гороховецкого района «Районный центр культуры» в апреле-мае 2021 г.

Как уже говорилось ранее, достаточно разнообразная коллекция образцов глухой рельефной или «корабельной» резьбы, плотницких инструментов начала XX в. представлена в ГБУК Владимирской области «Гороховецкий историко-архитектурный музей». Количество музейных предметов с элементами данной рези из коллекции «Дерево» насчитывает 21 ед.: это фрагменты оконных карнизов, очелий наличников прямоугольной формы, досок все той же прямоугольной формы, имеется лобовая доска. Предметы датируются XVIII-XIX в.в., началом XX в., на одном из фрагментов доски имеется прямое указание на дату изготовления – 1872 год (вырезано в центре доски).

Рисунок узора не отличается большим разнообразием, в основном это растительный орнамент: изогнутые стебли с листьями и мелкими цветами, розетки в виде крупных цветов. Коллекция музея располагает плотницким инструментом начала XX в.: фуганки, рубанки, киянка деревянная, рейсмус, приспособления для изготовления пазов, топоры, пилы лучковые на деревянной раме, клин, отвес деревянный с металлическим грузилом на веревке и некоторые другие.

Гороховецкая плотницкая игрушка, также плод деятельности гороховецких мастеров, сегодня уже является признанным брендом Гороховца, туристы именно ее чаще всего выбирают в качестве узнаваемого сувенира.

Данный вид рези представлен в других известных музейных собраниях Владимирской области: в Суздале, Вязниках, а также Нижнего Новгорода, Городца, Балахны (Нижегородской области), села Мыт, пос. Пестяки (Ивановской области). В основном это рельефные фризы, так называемые лобовые доски, заполненные либо растительным орнаментом с излюбленными крупными цветами-розетками между красивыми резными листьями и изгибающимися стеблями, либо причудливыми сочетаниями растительных мотивов с изображениями львов, птиц, образами мифологических существ (Русалок, Сирин).

В ходе нескольких экспедиций, которые совершили сотрудники МБУ Гороховецкого района «Районный центр культуры» было выявлено 4 дома, украшенные глухой рельефной резью. 

Гороховецкая рельефная глухая или «корабельная» резьба, имея особые традиционные выразительные черты узора, единую технологию изготовления, виртуозное исполнение мастера, который обладал декоративным чутьем и чувством материала, может занять достойное место в ряду объектов нематериального культурного наследия Владимирской области. Гороховецкие мастера, плотники-якуши, достигли в своем деле наибольшей виртуозности, их слава в свое время была очень громкой. Их приглашали украшать самые богатые деревянные дома прошлого, им доверяли без оглядки, за свой труд они получали большие деньги, что также является свидетельством их мастерства.

В ходе экспедиции ответственная группа сотрудников МБУ Гороховецкого района «Районный центр культуры» произвела фиксацию старинных деревянных домов, украшенных гороховецкой рельефной глухой резьбой, в том числе описательную и фотофиксацию.

Коллекция Гороховецкого историко-архитектурного музея оцифрована и занесена в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации.

В настоящее время нашлись мастера, которые изъявили желание освоить технологию гороховецкой глухой рельефной резьбы. В перспективе, в рамках программы инвестирования НБР БРИКС, планируется реконструкция дома по ул. Набережная, 34, в котором будет размещаться мастерская плотника-якуша. Основная цель: освоение технологии изготовления, обучение всех желающих, проведение мастер-классов, в том числе для гостей города и туристов.

Планируется также реставрация Дома с русалками по ул. Ленина, поскольку он входит в историческое ядро города.

Дома, которые находятся в д. Выезд, частные, в настоящее время жилые. Еще достаточно крепкие и ухоженные.

Таким образом, имеет место аутентичное бытование и предполагается активное реконструирование гороховецкой глухой рельефной или «корабельной» резьбы.


Современное бытование ОНКН:

Альбом с коллекцией домовой резьбы Владимирской губернии хранится в Москве, в Государственном историческом музее (ГИМ), и является наиболее ценным собранием «глухой» резьбы Владимирского края. Зарисовал и собрал наиболее интересные образцы в  семидесятых годах XIX века И.А. Голышев, краевед, этнограф, исследователь памятников культуры и быта Владимирской губернии.

В фондах ГИМ находится большая коллекция: около 500 образцов глухой рельефной резьбы, в том числе из села Якуши.

          Гороховецкая глухая рельефная или «корабельная» резьба к. XVIII – XIX веков представлена достаточно широко в фондах Гороховецкого историко-архитектурного музея, а также в других известных музейных собраниях Владимирской области: в Суздале, Вязниках, а также Нижнего Новгорода, Городца, Балахны (Нижегородской области), села Мыт, пос. Пестяки (Ивановской области). В основном это рельефные фризы, так называемые лобовые доски, заполненные либо растительным орнаментом с излюбленными крупными цветами-розетками между красивыми резными листьями и изгибающимися стеблями, либо причудливыми сочетаниями растительных мотивов с изображениями львов, птиц, образами мифологических существ (Русалок, Сирин). Поражает выразительность этих фризов, виртуозность мастера: декоративное чутье и чувство материала. 

          Сохраняются образцы и непосредственно на старинных домах, которые еще можно встретить в г. Гороховец и Гороховецком районе:

1)      Дом Ф. К. Пришлецова. Дом с русалками (жилой дом, памятник регионального значения). Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, ул. Ленина, 38

2)      Дом Беловых (нежилой дом, памятник местного (муниципального) значения). Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, ул. Московская, 30

3)      Дом семьи Смолиных (жилой дом). Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, д. Выезд, ул. Новая, 32 

4)      Дом семьи Смолиных (жилой дом). Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, д. Выезд, ул. Нагорная, 28

5)      К сожалению, 16 ноября 2020 года сгорел двухэтажный дом, постройки 1857 г., входящий в комплекс построек памятника архитектуры «Усадьба купца А.О. Полякова», его фасад был богато украшен традиционной глухой рельефной резьбой, привлекали внимание ставни окон и изящное оформление мезонина.

Особенно выделяются богатые двухэтажные и одноэтажные на высоком подклете дома в д. Выезд. Окна в самых больших домах, и на первом, и на втором этажах снабжены ставнями и обрамлены строгими прямыми наличниками с глухой рельефной резьбой. В одном из этих домов богатая рельефная резьба украшает и широкий подзорный фриз.

Интересны не только большие крестьянские дома, но и обычные для того времени, более скромные, с тремя окнами по фасаду. Их ставни, наличники и карнизы украшает та же глухая рельефная резьба. В качестве примера можно назвать дом Беловых, который находится по ул. Московской, 30 (бывшее село Красное, пригород Гороховца). Он выделяется необычайно выразительным глубоким рельефом декора: наличники имеют резные ставни и очелья, украшенные солнышком, по фризу стелются пышные листья, а карниз обработан лепестковыми розетками, напоминающими цветы подсолнуха. Дом был создан в середине XIX века и принадлежал небогатым огородникам, но декор выполнен с большим художественным вкусом.

Встречаются среди застройки сказочные терема более поздней постройки, таким является дом Пришлецова, знаменитый Дом с русалками (1915 г.). Неизвестный зодчий, видимо, хорошо знал местные художественные традиции, поэтому обильно украсил дом затейливой резьбой, в которой видное место занимают круглые розетки из цветочных лепестков, побеги аканфа и гроздья винограда, вазоны и гирлянды, а также изображения львов и фараонов, выполняющие роль берегинь. Старые сказочные сюжеты, уже начавшие к тому времени исчезать в творчестве местных резчиков, вновь ожили на стенах этого дома.

Фасад дома всегда свидетельствовал о достатке его владельца: чем богаче хозяин, тем больше и просторнее его жилье, тем узорнее оно отделано. Такие постройки, как правило, представляли собой лицо села, располагаясь в центре или при въезде в него.

Видео доступно по ССЫЛКЕ

Дата размещения информации: 25.10.2021, 14:03:42