Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Духовные погребальные стихи деревни Надеждино


Народное духовное певческое искусство всё чаще становится предметом изучения фольклористики. Значительный интерес приобретают некогда «запретные», а потому малоизученные жанры, в числе которых погребальные духовные стихи.

Стихи стоят особняком как от традиционного фольклора, так и от культовой духовной музыки, представляя собой особый пласт устного народного творчества.

Термином «духовные стихи» фольклористы обозначают разнообразные в жанровом и тематическом отношении стихотворные произведения народного творчества религиозного содержания - от развернутых сюжетных повествований до небольших лирических песнопений. Сами исполнители духовных стихов называют их «псальмами», «кантами», «молитовками» или просто «стихами». Техника исполнения заключалась в том, чтобы из «...всех присутствующих выдавить слезу...», исполнить стихи в нужной интонации, с нужным выражением лица; чтобы заставить тех, кто находится на похоронах или поминках, почувствовать боль утраты родного человека.

 В конце XX века «стихи у гроба» были восстановлены молельщицами, проживающими в д. Надеждино, посредством изучения материала от жителей окрестных деревень, пребывания на похоронах и поминках, копирования манеры исполнения, освоения специальной техники исполнения: «...когда пелись стихи, у всех присутствующих непроизвольно текли слезы».

В настоящее время сохранение и освоение исполнения «стихов у гроба» происходит путём устной передачи материала от сторожил более молодому поколению во время похоронно-погребального и поминального действа. И если раньше они бытовали во многих уголках Селивановского района, то сегодня они сохранились только на территории д. Надеждино.   

Источников о происхождении стихов нет, но по словам  молельщиц, они бытовали еще в XIX веке. Передача опыта исполнения стихов, воспринятых молельщицами от жителей Селивановского района во второй половине XX века, более молодому поколению, а именно дочерям, внучкам, а также знакомство работников культуры Селивановского района с похоронными и поминальными обрядами.

В ходе проведения фольклорно-этнографических экспедиции в 2013 году от жителей д. Надеждино и близлежащих к д.Надеждино деревень: Гостинино, Алешково, Ширяево, Екатериновка, Мокеевка от Егоровой Лидии Ивановны 1929 г.р., Колотухиной Людмилы Григорьевны 1939 г.р., Соловьевой Валентины Яковлевны 1941 г.р., Чернышевой Надежды Валентиновны 1967 г.р. удалось записать «стихи у гроба». Духовные стихи в аспектах преемственности исполнительства являются уникальными. В исконной среде обитания  стихи исполняли  женщины, являющиеся родственниками умерших. Преемственность осуществлялась устным способом из поколения в поколение, молодые преемники пытаются заучивать их с голоса.

Почему стихи дошли до наших дней? Люди, живущие на селе, пытаются сохранить свои корни, свои обряды и обычаи, даже не смотря на то, что на дворе XXI век, что «молодежь» уже не та, что «хоронят людей не так, как раньше» - «...умершего почитают как самого себя, за него молятся, просят божественные силы, чтоб облегчили жизнь его в мире ином...».

Старожилы д. Надеждино предоставили нам самобытный, уникальный материал - «Стихи у гроба». Чтобы сохранить тексты в том виде, в котором они дошли до наших дней, стихи записываются в тетрадь. В ходе встречи и общения непосредственно с самими молельщицами, участники экспедиции узнали о возникновении «стихов» как элемента похоронно-погребального обряда д. Надеждино; когда, где и при каких обстоятельствах они исполнялись; ознакомились с манерой исполнения и мотивом стихов. К сожалению, люди, рожденные в 20-40-е годы 20 века, «уходят» от нас, а вместе сними и огромный пласт устного народного творчества, который до сих пор не изучен до конца.

Молельщицы д. Надеждино заучивали мотив стихов с голоса от жителей  непосредственно на самих похоронах и поминках. Так как они не имеют музыкального образования, да и стихи используются только в быту, то и поются одноголосно, как и исполнялись раньше.


Исполнительницы «стихов у гроба» д. Надеждино заучив стихи от старожил соседних деревень - очевидцев похорон и поминок, пытаются правильно воспроизвести интонацию, для того, чтобы усилить скорбь по умершему, ощущение утраты близкого человека. Со слов самих молельщиц, «стихи у гроба» существовали и в близлежащих деревняхВ связи с тем, что люди переезжали, выходили замуж, искали место работы - было связано появление стихов на данной территории. Стихи часто имели одинаковый текст и мотив. Так как семьи в  XIX века были многочисленнымито и похорон на их судьбу выпадало немало. Кто-то перенимал опыт исполнения стихов во время самого похоронного обряда, кто-то заимствовал этот опыт от ближайших родственников. «Стихи» по мнению молельщиц, сочинялись кем-то приближенным к церкви, так как имеют божественный смысл.

Историческая справка:

Исторические корни земли Селивановской уходят в глубь веков.

 Появление на территории Селивановского района славян историки относят к X - XI веков.

 Жители местных поселений занимались кроме земледелии,  кустарными промыслами. Ряд названий деревень Селивановского района указывает на их историю. Деревня Гостинино (там родилась одна из молельщиц), по одной из версий названа от слова «гостинец», что в переводе с древнерусского означает «большая дорога». Через д. Гостинино проходила дорога, по которой ехали купцы и жители окрестных деревень на ярмарку в село Ильинское. В середине XIX века Гостинино была самой крупной деревней. Жители занимались хлебопашеством, ремеслом, делали колеса для телег, искусно клали печки. Они были глубоко верующими людьми, очень часто ходили в церковь в село Городищи, где служили два священника, дьякон, два дьячка и два пономаря. В церкви  крестили,  венчали и отпевали умерших.

По метрическим книгам 1862 - 1910 г.г. можно сделать вывод, что в деревне была высокая рождаемость, но и смертность была очень высокая. На похоронах в Гостинино исполнялись стихи  у гроба, их пели не только жители, но и служители церкви.

Во второй половине XX века сельский Совет был переведен в д. Надеждино. Так постепенно центр из деревни Гостинино стал перемещаться в  д. Надеждино. Сегодня д.Гостинино - исчезнувшая деревня, а её духовное наследие плавно перекочевало вместе с жителями в д. Надеждино.

Сама же д. Надеждино была названа в честь барыни Надежды. Крепостные этой деревни были проиграны в карты и привезены сюда из разных губерний России.  

Дата размещения информации: 19.03.2021, 13:19:32