Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Троицкий игровой хоровод «Вождение Репея» с. Подолец, Юрьев –Польский район Владимирской области

        В народной традиции Троица входит в праздничный цикл, который начинается с Семика и заканчивается Духовым Днем. Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени, любой из его дней. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

                   "У нас в году два праздника:
                   Семик да Троица
                   Ай, лилё, да лилё,
                    Семик да Троица".

       В народном сознании праздник Троицы часто связывали с образом Богородицы, что нашло отражение и в троицких песнях: "Благослови, Троица! Богородица!"; "Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!" (Денисова И.М. 1995. С. 162). Это представление объясняется тем, что в некоторых местах под Троицей понимался образ божественной семьи: Бога-Отца, Богоматери, Бога-Сына.

      Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень (см. Троицкая зелень).
       В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза (см. Троицкая березка). На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может "обидеться" (см. Завивание берез). В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в девичью/женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб. Участники трапез, проходивших около берез устраивали ритуальное "кормление" дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой" (см. Кумление); ее использовали в гаданиях.

          Часто троицкая березка становилась центром народного гулянья Троицкого дня. Троица считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим; "наш праздник, девичий! Барышни гуляют", - говорили в с. Никольском Можайского у. Московской губ. (Елеонская Е.Н., 1994, с. 219). Реже Троицу или часть ритуальных действий этого дня называли "бабьим" праздником.

       Кроме того, в троицком фольклоре часто встречается мотив негативного отношения участниц обряда к мужчинам: мужьям и парням, который отчасти отражает запрет на присутствие мужчин во время свершения девичьих ритуалов. Так, в некоторых обращениях к березке звучит просьба: "Сгуби и ты мужа, сломи ему голову" (Денисова И.М. 1995. С.107). Песня об избиении парней исполнялась в хороводе возле березки у русских старообрядцев Забайкалья. В ряде мест был распространен хоровод "Дударь", основными участниками которого были девушки, образующие круг, и парень - "дударь", стоящий в его центре. Они исполняли песню, представлявшую собой диалог между группой девушек и "дударем". После последнего вопроса девушки подбегали к "дударю", со смехом били и трепали его за волосы, и в финале изгоняли (псковск.; АРЭМ, ф. 7, оп. 1, дело № 1418). В троицких песнях поется также о нежелании замужества: "Виси, венок, не развивайся, а моя девичья краса не кончайся" (Бернштам Т.А. 1981. С.202), и о тяжелой жизни замужней женщины.

Игровой хоровод «Вождение Репея»

       На второй день Святой Троицы в Духов день водили «Репей». Собираются  все женщины, чинно идут  по деревне ватагой, впереди несут большой украшенный куст репейника, а в  середине шел мужчина, сзади бегут дети - только со стороны наблюдающие. Мужика привязывают ужищем (длинной  веревкой) к большой, украшенной лентами березе. При этом исполняют песни, в которых мужик  обвинялся в «тяжких» грехах, таких как самодурство, пьянство,  измена своей жене  и т.д. за что его непременно надо проучить и  наказать.

Вариант песни:

     Собравшиеся женщины наказывают его – стегают, бранят за прегрешения. Когда все претензии к обидчику высказываются,  его прощают, разматывают, освобождают и веселым хороводом идут по деревне, а потом расходятся.

      Носитель этнокультурной традиции: Пулова Анна Алексеевна (1917 г.р.), жительница с. Подолец Юрьев-Польского района. Описание обрядово-игровых традиций записано в июне 2003 года.
Историческая справка: 

Описание троицкого игрового хоровода  «Вождение репея» села Подолец,  Юрьев –Польского района  Владимирской области записано в ходе проведения фольклорно-этнографической экспедиции преподавателями и студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусства в деревнях Юрьев –Польского района  Владимирской области в 2003 году.  Продолжительность полевого этапа составила более пяти  дней, в ходе которых осуществлялось комплексное фольклорно-этнографическое обследование намеченного маршрута.  Беседы с местными жителями это попытка другого вхождения в историю народа, попытка нового поиска, выявления в историко-культурном прошлом чего-то большего, чем факт. Руководитель полевых исследований, заведующий кафедрой НХК, кандидат педагогических наук Захаров Р.Г.

Дата размещения информации: 12.03.2021, 15:23:48