Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
 
Государственное автономное учреждение культуры Владимирской области - Областной Центр народного творчества

Рожечная музыка Владимирского Ополья в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники» (руководитель А.А. Лебедев)


ИСКУССТВО РОЖЕЧНОЙ МУЗЫКИ ЗЕМЛИ ВЛАДИМИРСКОЙ
Музыкальный фольклор является продуктом духовного творчества народа, отражением его мировоззрения.
          Инструментальный фольклор является неотъемлемой частью традиционной музыкальной культуры, он обладает всеми специфическими свойствами фольклора: устной природой бытования, вариативностью, доминированием коллективного начала над индивидуальным.
          Профессиональное музыкальное искусство произрастает из фольклора, черпает в роднике традиционной культуры темы, жанры, характеры, аранжирует и придает ему сценическую форму.
          В глубокой древности у разных народов употреблялись в быту амбушюрные духовые инструменты — рога, трубы. Как известно, они изготавливались из разного природного мате­риала. Первоначально, по-видимому, сырьем служили рога убитых на охоте животных. При обработке получались слегка изогнутые широкомензурные инструмен­ты, способные издавать один-два звука.
       На Руси одним из таких инструментов был турий рог, ко­торый впервые упоминается в былине о Саламане и Василии Окуловиче.
       Отголоски этой древней традиции дошли до нас в исполь­зовании рогового раструба или имитирующего его берестя­ного, надеваемого обычно на жалейку. Отсюда и название всего инструмента — рожок, бытующее во многих областях России.
     Именно на владимирской земле несколько веков назад зародилось искусство рожечной музыки и стало настолько популярным, что объединившись в ансамбль, первые владимирские рожечники в считанные годы покорили Париж, выступали перед царем-батюшкой и дали название целой школе рожечников. Пастушеский рожок с той поры во всех губерниях стали именовать «владимирским».
       Ареал распространения рожечной традиции охватывает территории Владимир­ской, Горьковской, Рязанской, Московской, Калининской, Ивановской, Ярослав­ской и Костромской областей, образующих огромное пространство междуречья Волги и Оки. Эпицентр ее находится во Владимирской области и на стыке Ярослав­ской, Костромской и Ивановской областей, то есть приблизительно совпадает с территорией Владимиро-Суздальского княжества XI-XIIвв.
       Звук рожка сильный, но мягкий. Чарующую прелесть его пасторального тембра обусловливает форма и размеры мундштука. Самобытность звучания рожка по-настоящему может быть оценена только на просторах лугов, полей и перелесков.

Хор Николая Васильевича Кондратьева
       В 1870-х годах среди народных умельцев-рожечников особенно выделился крестьянин деревни Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии Николай Васильевич Кондратьев, который еще десятилетним мальчиком был отдан в подпаски и стал учиться играть на рожке. Обладая хорошим голосом, он всегда был запевалой в хороводах.
          В пятнадцать лет отец Николая, который был пастухом, отдал его учеником на столяра в г. Ковров.
       В двадцать лет Кондратьев уехал работать на Сормовский завод в Нижний Новгород и поступил в столярный цех железнодорожных мастерских. С рожком он не расставался никогда. Будучи человеком очень трудолюбивым и целеустремленным, Кондратьев смог в 1870 году создать хор рожечников из пастухов соседних с Мишневым деревень – Суслово, Горки, Берково, Симаково, Каменово.
        Этот коллектив — ярчайшая страни­ца в истории развития рожечной культуры. Сформированный из потомственных, «коренных» владимирских пастухов-трубачей.
Хор рожечников  Н.В. Кондратьева возник в 1870 г. В самом начале он состоял из нескольких энтузиастов-любителей. Сразу «хор» (так тогда
называли любые ансамбли) из рожечников создать Николаю Васильевичу Кондратьеву не удалось. Мужики не хотели бросать землю, которая их кормила; «идти в артисты», как они говорили, было боязно. Собирались они, правда, часто и играли "для потехи и удовольствия ради" вместе старинные песни на много голосов. Но впоследствии все же удалось создать первый профессиональный ансамбль владимирских рожечников. Николай Васильевич Кондратьев стал его руководителем. В хоре было 12 исполнителей, поделенных на 3 группы. Одна исполняла высокие подголоски, другой принадлежала основная мелодия, исполняемая в среднем регистре. Низкие подголоски играли на басовых рожках.
        Постепенно хор начинает выезжать с концертами в соседние губернии. Наконец, владимирские рожечники попадают на Нижегородскую ярмарку, и здесь их выступления уже выходили за пределы любительских концертов. Гастроли на ярмарке в Нижнем Новгороде открыли дорогу рожечникам в крупные города России.
       Выступления в Петербурге показали возросшее мастерство хора под руководством Н.В. Кондратьева и воспринимались взыскательной публикой столицы как интересное новое явление народного музицирования. В свободные месяцы рожечники разыгрывают песни на ярмарках своей губернии, в Нижнем Новгороде, в Москве, остальное время проводят за сохой и бороной в своем селе. Инструменты, на которых играют рожечники, - простые дудки, рожки, длиною от фута до трех; в каждом не менее четырех и не более одиннадцати отверстий. Звуки до такой степени были схожи с человеческими голосами, что многие, не видя самих музыкантов, предполагали, что они поют, а не играют.
      Ансамбль Владимирских рожечников под руководством Н.В. Кондратьева дебютировал на открытой сцене петербургского сада "Аркадия". Популярность хора рожечников росла, как снежный ком, о владимирских крестьянах-музыкантах говорили, на них установилась мода, многие считали для себя обязательным непременно их послушать и увидеть.
      В первый свой приезд в Петербург в 1883 г. коллектив пробыл там с июля по сентябрь, выступая на сценах летних садов во время народных гуляний, на эстрадах лучших столичных садов "Аркадия" и "Ливадия", а в ночное время в ресторанах этих парков.
  В 1884 г. ансамбль рожечников демонстрирует свое искусство во Франции, где, как писали газеты, владимирцы имели "бешеный успех". В исполнении хора рожечников парижане услышали "Марсельезу". Вернувшись в Россию, несколько сезонов подряд ансамбль рожечников под руководством Н.В. Кондратьева выступал (уже в зимнее время) то в Петербурге, то в Михайловском манеже во время масленичных гуляний, то на Марсовом поле. Следует отметить, что именно в этот период нередко хор рожечников объединялся с известным ансамблем песенников и плясунов, руководимым Г. Орловым. Это творческое объединение было одним из первых опытов смешанного ансамбля и ярким проявлением демократических традиций национального искусства. Выступления, как правило, имели большой успех.
       В конце 80-х г. XIX столетия с искусством Владимирских рожечников познакомился В.В. Андреев и даже предлагал ввести инструменты в Великорусский оркестр. Андреев В.В. высоко оценил искусство рожечников, считая, что они "... представляют особый интерес, так как создают чистейший образец народной передачи, в смысле мелодии и гармонии, и в особенности со стороны ритма со всей его причудливостью и неуловимым разнообразием". В 1897 г. Е.Э. Линева записала хор рожечников на фонограф. Благодаря ей мы имеем возможность в настоящее время услышать уникальный ансамбль рожечников, хотя сама запись несовершенна. Е.Э. Линева подтвердила мнение своих предшественников и еще раз установила близость склада и тембра "песенного оркестра" (как она называла ансамбль Владимирских рожечников) народному хоровому исполнению. Она считала, что ансамбль рожечников "служит доказательством и примером существования своеобразного народного контрапункта". В начале девятисотых годов рожечники выступали в Москве, затем в Петербурге на кустарной выставке, которая проходила в помещении Таврического дворца. Эти выступления имели огромный успех. Хор, руководимый Н.В. Кондратьевым, выступал вплоть до конца 90-х гг.
Хор рожечников Петра Гордеевича Пахарева
       В летнее время (а с 1890 г. постоянно) ансамбль владимирских рожечников неизменно выступал на знаменитой Нижегородской ярмарке. В 1902 на Всероссийской выставке закончил свой путь как руководитель хора Н.В.Кондратьев. К этому времени прославленному народному музыканту шёл шестидесятый год. Руководство хором постепенно переходит к П.Г. Пахареву как наиболее талантливому ученику Николая Васильевича.
          В 1900-е годы популярность владимирских рожечников была исключительно высокой, без их участия не проходило ни одно крупное мероприятие. Иногда требовались выступления сразу в нескольких местах. Например, в 1896 г. было получено два приглашения: одно от организаторов Нижегородской ярмарки, другое от устроителей празднеств в честь коронации царя Николая II. Хору владимирских рожечников пришлось разделиться на две группы. Возглавить одну из них Кондратьев поручил своему ученику Петру Пахареву. В программе Нижегородской ярмарки значится: «Хор рожечников (15 человек) Пахарева».
          Перемещение центра рожечной музыки из села Мишнева в село Симаково Владимирской губернии сказалось на составе хора: там стали преобладать рожечники из симаковского района.
          Стоит заметить, что Пахарев - это псевдоним, сценическое имя. Настоящая фамилия Петра Гордеевича - Бахарев. В артистической среде замена обычных фамилий более яркими - явление очень частое. Пахарев воспользовался этой традицией в рекламных целях - лишний раз подчеркнуть своё крестьянское происхождение.
          Тесная дружба связывала Петра Гордеевича с братом Николаем, который был моложе на четыре года. Хлопоты по организации предстоящих гастролей, трудности в чужих краях - всё делали по полам. Николай Гордеевич играл на басовом рожке.
          Пахаревский ансамбль уже был по статусу профессиональным. Гастролировали и зимой и летом, перерыв делали на семь недель «великого поста», когда все увеселения прекращались, и рожечники возвращались домой. Это время использовалось для разучивания новых песен и составления разных вариантов программы. В репертуар входили шлягеры  того времени «Зимушка - зима», «Вниз по матушке Волге», «Вспомни, вспомни, мой любезный», «Хорошо было детинушке спать», «В последний час разлуки», «уж ты сад, ты мой сад». Заканчивали выступление плясовыми наигрышами «По улице мостовой», «Хороша наша деревня».


Авторитет ансамбля Пахаревых был очень высок. В 1910 г. песни и наигрыши рожечников были записаны на граммофонные пластинки.
Летом 1923 г. рожечники выступали на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке, для выступления им предоставили Главную сцену и ресторан «Моссельпром». Успех был исключительный. Хор попросили продолжить выступления до окончания выставки. Состоялось около 110 выступлений! В репертуаре появились произведения революционно - патриотического содержания - «Варяг», «Варшавянка», «Вперёд, заре на встречу» и т.д.
       Выступление хора слушали члены правительства. Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин вручил каждому участнику хора диплом за оригинальное исполнение русских народных песен. Это было последнее крупное выступление хора Пахарева.

Военный ансамбль А.В. Сулимова

       Следующий период развития в истории хоров владимирских рожечников связан с именем Александра Васильевича Сулимова.

Родился Сулимов во Владимирской области, Суздальском районе, селе Вышеславском в 1899 г. В возрасте 10 лет, пошёл в подпаски к пастуху Никите Камышенкову, который был известен как самый искусный рожечник, Сулимов оказался способным учеником быстро выучил несколько песен истал вторить учителю. Около 20 лет пас А.В. Сулимов в Суздальском и Небыловском районах.

В 1935 будучи семейным человеком переехал в д. Жабриха Савинского района Ивановской области.

В августе 1936 г. произошло событие, которое изменило судьбу Александра Васильевича. В Жабриху приехал представитель Красной  Армии. В одной из лагерей подобралась группа рожечников, командование искало руководителя. Сулимов принял предложение и был зачислен насверхсрочную службу в РККА как руководитель ансамбля рожечников.

          Через год хор Сулимова выступал на окружном смотре красноармейской художественной самодеятельности. Успех превзошёл все ожидания, всех участников хора зачислили в Ансамбль песни и плясках Московского военного округа.

       Репертуар хора рожечников состоял преимущественно из русских народных песен, а так же новинок революционного и военно- патриотического содержания (например, «Катюша»).

В 30-е годы произведения в исполнении этого коллектива транслировались по всему Союзу, записывались на грампластинки. На одной из них записаны народные песни «Ой, да ты калинушка», «Во кузнице» которые исполнила Лидия Андреевна Русланова с хором рожечников.

В начале Великой Отечественной войны ансамбль выступал в воинских частях. В трудном 1942 рожечники ушли на фронт.

Ансамбль «Владимирские рожечники»
Государственного автономного учреждения культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества»

          Ансамбль «Владимирские рожечники» (художественный  руководитель – Александр Лебедев) был создан в 1992 году.  Участники ансамбля стараются использовать фольклорный материал и музыкальные традиции родного Владимирского края. Репертуар ансамбля состоит из наигрышей,  русских народных песен и их обработок.

          Большую часть репертуара составляют песни Владимирской области, исполняемые ранее такими известными коллективами конца IX начала XX вв., как хор рожечников Н. Кондратьева, ансамбль П. Пахарева, ансамбль А. Сулимова. Классикой рожечного исполнительства являются такие песни как: “Уж ты сад, мой сад”, “Зимушка-зима”, “Сизый голубочек”, “Ах ты, береза”, “По улице мостовой”, а также музыка в современных аранжировках, в которой принимает участие инструментальная группа, которая состоит из 2-х баянов, балалайки, балалайки — контрабаса, гуслей, всевозможных ударных инструментов и, конечно же, русских народных духовых инструментов (рожки, жалейки, свирели, калюки и т.д.)

          В настоящее время ансамбль «Владимирские рожечники» ведет большую концертную и просветительскую работу, выступая в общеобразовательных школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях, часто являясь «визитной карточкой» Владимирской области. В программах ансамбля представлен песенно-музыкальный фольклор, игра на традиционно русских инструментах,  сохранены самобытные образцы, звучат песни, навеянные произведениями наших земляков В. Солоухина, С. Никитина, А. Фатьянова.

          Ансамбль является Лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов, проводимых под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова:

- Всероссийский фестиваль народного творчества «Вместе мы – Россия» (г. Тверь, 2014г.) – Лауреат;

- Всероссийский фестиваль – конкурс народной музыки «Играй, рожок» (г. Обнинск, 2015г.) – Гран-при;

 - Всероссийский фестиваль рожечной музыки «Русский рожок»           (г. Нерехта, 2017г.) – Лауреат;

- Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия»      (г. Москва, 2016г.) – Лауреат;

-  Международный конкурс исполнителей на балалайке и ансамблей народных инструментов имени М. Ф. Рожкова (г. Нижний Новгород, 2016г.) – Гран-при;

- Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «Музыкальный олимп», номинация «Вокально-хоровое народное исполнительство» (г. Москва, 2017г.) – Гран-при и др.

          Ансамбль «Владимирские рожечники» достойно представлял Россию на Международном фольклорном фестивале в г. Нова-Руда (Польша, 2017г.), участвовал в Международном фестивале народного искусства и ремесел «Садко» (г. Великий Новгород, 2018г.)

          Коллектив является постоянным участником и ежегодно отмечается дипломами оргкомитета Международного фестиваля народного творчества «Золотое кольцо» (г.г. Владимир-Суздаль) за высокий профессиональный уровень.

          В 2009 году коллектив ансамбля «Владимирские рожечники» стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.

          Ансамбль является активным участником проекта народной артистки России Надежды Бабкиной – Всероссийского фестиваля-марафона «Песни России», выступал совместно с фондом «Новые Имена», имеет благодарственные письма и грамоты администраций Владимирской области и регионов России.

          «Владимирские рожечники» выступали на лучших концертных площадках страны  - в залах РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов и многих других.

          За многолетний плодотворный труд, большой вклад в развитие культуры руководитель коллектива Лебедев Александр Александрович награжден Благодарностью Министра культуры РФ.

          В 2013 году Лебедеву А.А. была присуждена премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

          В 2019 году ансамбль «Владимирские рожечники» стал Победителем Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов, получил звание Лауреата и Грант на дальнейшее развитие. 

          В 2019 году Лебедеву А.А. присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»

          Ансамбль «Владимирские рожечники» был создан почти  30 лет назад, в 1992 году.  За это время не раз менялся состав коллектива, но незыблемым оставалось одно – горячая любовь и верность традициям, заложенным нашими предками.

          «Владимирский рожок» - это бренд нашей области, это наше достояние и наша гордость! Но не тот рожок, который является частью музейной экспозиции, а тот живой инструмент, который на протяжении веков звучит в руках талантливых музыкантов, таких как ансамбль «Владимирские рожечники»!


Видео можно посмотреть на нашем YouTube-канале, переходите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=MG1fBZIIKkU

 

 

Дата размещения информации: 25.02.2021, 11:44:38